Галерея О Кукрыниксах Статьи Контакты |
Кукрыниксы - защитники родиныСвыше полустолетия тому назад трое юных студентов ВХУТЕМАСА Михаил Куприянов, Пор-фирий Крылов и Николай Соколов, люди разных биографий и темперамента, но связанные общей для всех троих любовью к искусству и желанием сказать в нем новое, свое слово, в три кисти на одном полотне, в три карандаша на одном листе картона или ватмана стали работать над единым образом едва ли не во всех видах и жанрах изобразительного искусства: от выразительных, насмешливых портретов-шаржей до фундаментальных полотен станковой живописи. Коллективная работа над произведениями не помешала и не мешает Кукрыниксам во всем, что они делают, сохранять «лица не общее выражение» настолько ярко и отчетливо, что зритель, даже не особенно искушенный в стилевых особенностях и художническом почерке, без труда узнает авторов. Кукрыниксы одинаково сильны и в станковой живописи, и в великолепных книжных иллюстрациях, но для них, как и для старшего мастера и учителя Владимира Маяковского, сатира и плакат — «оружия любимейшего род». Полсотни лет тому назад в беседе с художниками А. М. Горький, сказав, что они делают большое и нужное дело, добавил: «Пора вам браться за более важные и более значительные темы, пора заглянуть за рубеж». Молодой Стране Советов была нужна острая, партийная сатира, безжалостно вскрывающая все то, что мешало движению вперед, обличающая агрессивные устремления империализма. Ведущим жанром этого вида искусства, острейшим оружием сатиры по праву является политическая карикатура. Вдохновленные Алексеем Максимовичем Горьким, посоветовавшим поближе и поглубже вглядываться в жизнь, Кукрыниксы своим острым пером и карандашом помогали и помогают миллионам соотечественников в их героической борьбе за построение коммунизма. На страницах газет и широких полотнах клеймят художники ненавистью и презрением врагов мира, врагов социализма. Свято выполняя совет великого искателя и воспитателя талантов А. М. Горького, Кукрыниксы зорко вглядываются в жизнь и чутко улавливают биение народного сердца. В годы предвоенных пятилеток строители социализма видели эту тройку друзей-побратимов там, где ковалась оборонная мощь нашей Родины, а в годы Великой Отечественной войны — в окопах переднего края, и у друзей танкистов, принимавших танк «Беспощадный», построенный на средства художников, и в поверженном логове фашизма при подписании акта капитуляции фашистской Германии, и в зале заседаний международного трибунала в Нюрнберге, где возмездие настигло гитлеровских палачей. Но до этого были годы непрерывной работы, годы непримиримой борьбы с фашизмом. Едва только гитлеровцы пришли к власти в Германии и начали попирать землю Западной Европы, угрожая порабощением всему человечеству, Кукрыниксы привели в боевую готовность весь свой арсенал. Их резкая, разящая, боевая сатира обнажала корни фашизма, тайные и явные планы поджигателей войны. Пришли грозные дни 1941 годэ. Искусство Кукрыниксов встало в ряды защитников Родины. Как эстафета боевой преемственности от «Окон РОСТА» 27 июля 1941 года вступили в строй «Окна ТАСС» — новая форма антифашистской агитации и пропаганды. И активнейшими художниками этой мастерской стали Кукрыниксы. Вместе с произведениями В.Лебедева-Кумача, А. Александрова, И. Тоидзе с первых дней войны прочно и навсегда в историю вошел плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», ставший призывным изобразительным лозунгом, поднимавшим людей на борьбу с врагом. Перелистывая сегодня страницы этого альбома плакатов и карикатур Кукрыниксов, мы как бы совершаем в машине времени путешествие по дням, месяцам и десятилетиям пройденного нами героического пути. Эти страницы напоминают нам, с какими врагами пришлось бороться советским людям за право построить на земле счастливое новое общество. Своими плакатами и карикатурами в годы войны художники казнили убийц и насильников, грозивших превратить всю планету в концлагерь. В майские дни 1945 года завершился разгром нацизма. Вторая мировая война окончилась. Но еще не высохли вдовьи и сиротские слезы, как вслед за страшными атомными «грибами» Хиросимы и Нагасаки на смену «горячей» пришла «холодная война». Новые претенденты на мировое господство ввергли человечество в леденящую сердце атмосферу напряженности, конфронтации. Капитализм с тем же ожесточением вынашивал и по сей день вынашивает планы новой, теперь уже ядерной войны. И вновь потребовалось оружие сатиры— политический плакат и карикатура, острие которых направлялось против поджигателей войны, или, на кукрыниксовском языке, «поджидатепей» войны. Кукрыниксы дают решительный отпор империалистам, реваншистам, неофашистам, антикоммунистам, милитаристам, всем разжигающим военный психоз. В плакатах 50-х годов художники отразили национально-освободительное движение в странах Азии и Африки, вскрывая гнойники колониализма, выступая против расовой дискриминации... Политические лакеи, террористы, гегемон исты, расисты — никто не ушел от разящей сатиры Кукрыниксов. И плакаты, созданные в дни минувшей войны и неустанно напоминающие нам о бдительности и боевой готовности, и плакаты послевоенного времени говорят людям о грозной опасности, подстерегающей человечество, о том, что, повторяя истерические вопли бесноватого фюрера, неутомимо жадные до человеческой крови и слез маньяки открыто заявляют о своем стремлении к мировому господству и, подобно их предшественникам, изнуряют и свои народы, и все человечество безумной гонкой вооружений. Много лет тому назад Владимир Маяковский писал: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Вглядываясь в плакаты и карикатуры, собранные в этом альбоме, воочию видишь, что их авторы имеют полное моральное право сказать, что их искусство, их обжигающее сердца слово приравнены нашим народом к штыку солдата, защищающего Родину, защищающего все человечество от вражьей силы. Придет время, когда наконец замолчат пушки и отойдут в область преданий, и тогда желающие смогут наглядно восстановить в своем воображении минувшее по разнообразным «вещественным доказательствам», как приближали мы все этот день. И среди самых ярких доказательств окажутся произведения Кукрыниксов, своим острым, к штыку приравненным пером пригвоздивших к позорному столбу врагов мира всех мастей и званий. Роль и значение Кукрыниксов в политической сатире непреходящи. Как и в прежние годы, уже ставшие историей эпохи, так и сегодня художники обрушиваются со всей силой своего зрелого, неугасающе го таланта на врагов мира и свободы, внушая доверие к будущему, призывая к светлому завтра. |